среда, 9 мая 2012 г.

6 суток бегом в Нью-Йорке | Ультрамарафон

          Ольга Абрамовских не является профессиональной спортсменкой. Она - обычная девушка, у которой есть не совсем обычное хобби - бегать огромные расстояния. И в этом своем увлечении она порой может достигать вполне профессиональных результатов, хотя, безусловно, цели такой себе не ставит, а прежде всего стремиться к удовольствию от бега, к тому, что бы во время циклических сокращений мышц и длительной, истощающей нагрузки найти особое состояние гармонии с окружающим миром, получить то, чего без длительного бега получить невозможно никак. И это ей удается. Ну, а спортивные достижения - призовые места на престижных международных соревнованиях - это, скорее, приятный бонус.

          Я хочу познакомить Вас с одним из увлекательнейших опытов Ольги - участием в многодневном утрамарафонском забеге, ежегодно проходящем в Нью-Йорке (США). Ольга довольно подробно и легко описала произошедшее с ней. А телекомпания Россия 2 сняла об этом "приключении" фильм - познавательный и в чем-то даже остросюжетный. В фильме есть еще один главный герой - мужчина - бегун, который так же отважился на 6-суточную гонку, но в конечном итоге Ольга обошла его и взяла второе призовое место.

          Как удается девушке бежать почти неделю и практически без перерыва - это для науки еще загадка, потому, что еще совсем недавно такое считалось вообще невозможным. А теперь ультрамарафонские виды спорта уверенно набирают обороты популярности, а медики склоняются к мысли, что подобные самоистязания при правильном подходе скорее полезны, нежели вредны. Впрочем рекомендовать такое всем на свете я бы не отважился, а вот сам вполне серьезно об участии в подобном забеге думаю. Правда, мне доводилось максимально бежать с переходом на шаг только 6 часов, а не 6 суток, но и это уже было за пределами марафонских бегов, и ворота ультрамарафона я уже проходил. Я даже делился с вами этмм опытом ( статья «В ад по доброй воле | 6 часов бегом» ). И последние несколько лет, если я сам не участвую в подобных соревнованиях, я обязательно приезжаю в легкоатлетический манеж в Крылатское с фотоаппаратом - сделать фоторепортаж о Кентаврах и поддержать спортсменов. В прошлом году, в середине февраля я увидел среди участников Ольгу и был поражен тем, как удивительно легко она бежит, с каким удовольсвтвием это делает. И тогда мне с самого начала стало понятно : эта девушка должна победить. И она победила, взяла первое место в 6-часовой гонке.

          В этом году подобные соревнования состоятся в ночь с 15 на 16 февраля все там же - в Легкоатлетическом Манеже (он же - Велотрек) спортивного комплекса Крылатское. Вы можете приехать туда и замечательно провести время наблюдая за тем, как можно очень долго бежать и при этом радоваться жизни.

6-ти дневный пробег в Нью-Йорке

          Только вчера вернулась с пробега, к которому готовилась всю зиму, очень захотелось поделиться впечатлениями :-) Это был 6-ти дневный пробег, который каждый год проходит в Нью-Йорке в конце апреля. Да, это не триатлон, а только бег, но по духу девиз Ironman «Everything is possible» очень близок и этому ультра-марафону. Формат соревнований несколько непривычен, во всём мире количество подобных стартов можно пересчитать на пальцах одной руки, да и желающих в них учувствовать – всего несколько сотен. Организаторы – Марафонская команда Шри Чинмоя – одна из немногих, проводящих подобные ультра пробеги и ультра- заплывы.

          22 апреля был дан старт, а финиш – только 28-го! У всех участников есть шесть дней и нужно пробежать как можно больше миль. Время на перерывы, бег, еду, душ, массаж каждый распределяет самостоятельно, трасса открыта 24 часа в сутки, команды счётчиков постоянно сменяют друг друга, а бегуны стараются отводить как можно меньше времени на отдых и как можно больше времени бежать. Можно не только бежать, можно просто идти, главное – двигаться вперед. Пробег проходит по одномильному кругу (1,6 км) в одном из парков Нью-Йорка, в районе Квинс. Можно подумать, что невозможно бежать по одномильному кругу шесть дней подряд… но мне это не кажется скучным, каждый круг не похож на другой, каждый час, каждый день – совершенно разный … Прямо рядом с трассой установлен палаточный лагерь, где все спят, тут же мед пункт, где можно сделать массаж, вдоль трассы- кухня, где всегда есть горячее питание, салаты, супы и много вкусных-привкусных десертов, здесь же душ, в общем, почти что пятизвездочный отель «всё включено» :-)))

          Особенность таких длинных пробегов в том, что когда тренируешься, никогда не знаешь, достаточно ли готов… Тренируясь к марафону, можно пробежать 21 км, даже 30км, но здесь три дня в качестве тренировки бежать не станешь :-) Я целенаправленную подготовку начала в январе, старалась в будние дни пробегать в среднем по 10-13 км, а в выходные по 2-6 часов. Бегала в парке рядом со стадионом Медик, на Молодёжной.

          В этом году участвовало много известных ультрабегунов: приехал Jesper Olsen, который обежал вокруг всего света и сейчас совершает вторую попытку, Asprihanal Aalto и Galya Balatskyy – участники самого длинного в мире пробега с сертифицированной трассой – 3100 миль (почти 5000км!), William Sichel – ему принадлежат рекорды многодневных пробегов в своей возрастной категории, среди женщин Dipali Cunningham – обладательница мирового рекорда в 6-ти дневном пробеге… и множество просто любителей бега, самому молодому участнику – 26 лет, самому старшему – 74 года!

          Теперь о самом пробеге… :-) Старт был дан в 12 ч дня, в это время стояла хорошая беговая погода, немного прохладно, для бега – идеально, но уже через пол часа пошел дождь, который превратился в настоящий ливень.

          Все одевают дождевики и костюмы, защищающие от дождя, но конечно, через три-четыре часа ты всё равно становишься полностью мокрым. Ничего, это не страшно, пока бежишь – не холодно. Из опыта я знаю, что на таких многодневных пробегах в дождь быстро бежать не стоит, но сдерживать себя не так просто, когда к старту готовишься несколько месяцев и, наконец, ты здесь! Эмоции захлёстывают, кажется, что ты не просто бежишь, а почти летишь, сил много и даже когда стараешься бежать медленно, получается слишком быстро… кроссовки намокают и становятся тяжелыми. Каждый круг – примерно 2000 шагов и увеличение тяжести кроссовок даже на 100 гр значительно увеличивает вероятность получения травмы – часто это воспаление надкостницы…

          Для себя я выбрала режим дня, когда примерно в 22:00 иду отдыхать, после 2 с половиной часов сна, в 00:30 просыпаюсь и снова бегу, потом перерыв в 10 утра ещё на 1,5 часа и потом – около 18:00 – десяти-тринадцати минутный перерыв. В обычной жизни я бы не смогла продержаться в таком режиме и трёх дней, но на пробеге всё по-другому и этого времени для меня оказывалось вполне достаточно… как это получается – настоящая загадка… но этим мне и нравится этот пробег – можно увидеть свои истинные резервы и возможности…

          Мне нравится бежать ночью, на трассе совсем немного участников, чувствуешь некий покой, остаёшься на едине с самим собой. Дождь продолжался всю ночь и прекратился только к 10 утра. В 12 часов дня – конец первого дня, у меня 82 мили (~131 км) Многие участники уже значительно сбавили темп, но некоторые продолжают бежать очень быстро, кажется, что даже слишком быстро для многодневного пробега…

          Второй день для меня оказался самым непростым… уже начинаешь чувствовать боль в ногах и морально бежать целый день – достаточно непросто. Я перехожу на шаг в тех местах, где трасса идет в горку и в месте, где располагается палаточный лагерь. Со мной на пробег приехали двое помощников, которые сменяют друг друга каждые 4-5 часов. Они готовят для меня витамины, подают питание и решают пр. технические вопросы, на которые мне не нужно отвлекаться и таким образом я могу больше бежать… конечно, внутренняя поддержка помощников для бегуна тоже очень важна.

          В конце второго дня появляются странные ощущения в области надкостницы правой ноги… точнее, эти ощущения слишком знакомые, я понимаю, что нахожусь на пороге воспаления надкостницы. Решаю сбавлять темп, лучше сейчас потерять 5-7 миль, но избежать травмы, чем потом несколько дней только ходить… на ночь приматываю к надкостнице и к коленям раскатанные листы капусты – они очень хорошо вытягивают боль, стопы смазываю алое, мышцы натираю специальным маслом. Ночью в палатке обычно холодно, температура может опускаться до 6С. После вечернего душа я сразу одеваю вещи, в которых побегу завтра утром, сверху теплую кофту или даже куртку, перчатки и шапку! Только так удаётся сохранять тепло…

          Просыпаюсь утром и первым делом, пытаюсь пошевелить пальцами на правой ноге, боль пронзает всю надкостницу… понимаю, что мои надежды на то, что за ночной перерыв всё пройдет – не оправдались. Выхожу на трассу, первый круг после перерыва всегда пытаешь просто разбежаться, это выглядит достаточно смешно, ноги совершенно не хотят слушаться :-) После первых сотен метров, понимаю, что с надкостницей совсем плохо… я уже почти представляю, как мне придется вместо бега ходить несколько дней и каждый шаг будет испытанием … в этот момент внутри рождается настоящий крик / зов / мольба… я больше не хочу и не могу бежать с этой травмой, Боже, забери эту боль!!! Слёзы сами появляются на глазах. Этот зов такой сильный и искренний, что, кажется, он пронзает всю вселенную, перед глазами словно появляется яркая вспышка… это длится всего несколько мгновений, но очень яркое ощущение! Я продолжаю попытки бежать… понимаю, что боль постепенно уходит, каждый шаг становится легче и легче, я могу продолжать бежать! Как такое возможно / что это было?!?!? Я не знаю ответа, но я могу бежать и это – главное, внутри становится хорошо и в этот день снова возвращается чувство полёта и скорость! На конец третьего дня – 210 миль (336 км), это уже половина пробега!

          Каждый день пробега бывают разные часы, иногда приходится совсем непросто, и кажется, что больше бежать не могу, а иногда – смотришь в небо и чувствуешь свободу, с которой парит птица в небе, вокруг всё кажется совершенным и ощущаешь себя самым счастливым человеком на свете… именно ради таких мгновений хочется бежать вновь и вновь. Организаторы каждый вечер приносят на трассу сообщения, которые они получают от друзей бегунов на специальный имеил. Простые слова поддержи друзей трогают до слёз и это очень помогает.

          В середине пятого дня праздную 300 миль, а через несколько часов – 500 км. Вот это да! Даже самой не верится :-) на кухне много вкусных десертов для празднований такого рубежа, но я решила во время пробега не есть сладкое, так что, для празднований мне сварили овощной суп :-) Погода стоит вполне хорошая, хоть и достаточно прохладно, когда бежишь вдоль одной из аллей парка, дует сильный ветер, приходится даже накланяться, чтобы не сдувало, это отнимает силы, но для меня лучше ветер, чем дождь :-)

          Во время пятого дня рождается цель, пробежать 400 миль к концу пробега… для этого в последнюю ночь я сплю всего час, а от дневного перерыва совсем отказываюсь. Но ничего, это же последний день, можно потерпеть! :-) Последние часы пробега, все начинают бежать, словно только что стартовали в беге на 10 км… Ещё пару дней назад я мечтала, чтобы скорее наступил финиш, а теперь так не хочется, чтобы пробег заканчивался :-) Последние часы, вместе со всеми я тоже начинаю ускоряться, вот они 400 миль, к которым я стремилась, остается ещё несколько часов времени, я продолжаю бежать и в 12 часов дня, когда раздаётся сигнал финиша у меня 407 миль (~651 км)

          Результаты по дням:

  Day 1 Day 2 Day 3 Day 4 Day 5 Day 6
Миль итого 82 146 210 270 333 407
Миль в день 82 64 64 60 63 74


Ольга Абрамовских, бегунья ультрамарафонка
для сайта трилайф
09 мая 2012 года

читать комментарии на Трилайфе | комментировать на Трилайфе


фильм телекомпании Россия 2 - «Приключение тела | Испытание сверхнагрузкой»


ссылки по теме:

Ольга Абрамовских Ольга Абрамовских




2 комментария:

  1. Спасибо за историю и за фильм. Я тоже из породы экспериментирующих над своим телом, мой девиз "Невозможное-возможно".
    очень яярко показаны и объяснены процессы, происходящие в мышцах ультрамарафонцев. Они еще надкостницу не показали! А у меня именно воспаление надкостницы и началось, после того, как после 21,5 часа передвижения по пересеченной местности на Чемпионате России по рогейну 24 часа пришлось финишировать 19,8 км за 2,5 часа. Потом 10 дней ходить не могла без боли.
    Выводы создателей фильма правильные. Универсального + или - не существует. То, что хорошо для Ольги, разрушает , вводит в стресс и травмирует второго испытуемого... сама с этим столкнулась. Не все выдерживают. некоторые на каком-то этапе понимают, что им незачем терпеть и страдать...
    и все же СПАСИБО за исследование, за фильм и за позитивную Ольгу!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий, Анна. Что касается надкостницы, то, насколько я понимаю, ее воспаление бывает двух типов: 1. от нагрузок роста - когда бегун только становится бегуном, и через такую болячку проходят практически все, большинство; 2. от сверхнагрузок, проиллюстрированных в фильме. И как переносится второй тип - это большинству неведомо и остается неведомо до конца жизни, ведь смельчаков готовых бежать несколько суток подряд не так много. Хотя, как видно из опыта Ольги, из всего можно суметь выйти победителем.

      Удалить