пятница, 17 апреля 2015 г.

ЧМ по суточному бегу - 2015

          Выступление на чемпионате мира и Европы по суточному бегу в прошлые выходные в Турине я провалила - правда, не так сильно, как в 2012 году в Катовицах, но неудовлетворенность собой еще сильнее, чем тогда. В тот раз – плохая готовность, ничтожные объемы, недавние боли в коленях, позднее решение участвовать – и как следствие сильная травма. В этот раз – ни болей, ни травм, регулярное участие в 24-28-часовой ходьбе, длинные трейлы по камням и пересеченке, увеличение скорости на коротких беговых дистанциях. А в результате – паралич воли после 17 часов, больше часа простоя, переход на медленный шаг, и как итог – 211 км, почти как на ЧР в прошлом году.

ЧМ по суточному бегу - 2015 | Татьяна Маслова

          Протокол здесь, а здесь очень длинное интервью Дмитрия Ерохина с Вадимом Шарковым и его помощником Севой Худяковым. Обо мне – немножко на 51-й минуте и много начиная с 53-й, нелицеприятно, но по делу).

          А теперь - более подробно обо мне и о других.

          Я много раз и писала, и говорила о мотивации, о важности непрерывного движения, о необходимости пережидать «ямы» на ногах, чтобы поймать следующее дыхание. И наивно считала, что всему этому научилась. На мотивацию сейчас я пожаловаться не могла – это был главный старт моего года. Видимо, бывает такая усталость, которая ломает любую мотивацию так, что становятся нужны внешние стимулы. На момент захода под навес нашей сборной я еще держалась в пределах и европейского, и мирового подиумов, но мне внезапно стало все безразлично. И подиумы, и чемпионат, и суточный бег, и спорт в целом. Единственное, чего мне хотелось – чтобы меня оставили в покое. Силы у меня были, но одна только мысль, что придется опять бежать этот ненавистный аппендикс в середине круга, вызывала у меня тошноту – иногда переходящую в реальную рвоту. Никогда до этого меня не рвало на соревнованиях, и я думала, что это благодаря моему прекрасному ЖКТ. А на самом деле просто раньше я, наверно, не бегала по жаре 130 км за 12 часов и не испытывала такого отвращения к трассе.

          К сожалению, мои личные помощники проявили здесь не очень уместную мягкость и начали меня жалеть. Любой помощник в такой ситуации находится между двух огней – с одной стороны, хочется обеспечить своему подопечному результат получше, с другой – остаться с ним в хороших отношениях. Как сохранить баланс – не очень понятно, а у подопечного спрашивать бесполезно – он малоадекватен. После финиша он может быть счастлив от того, что его заставили бежать дальше, а может обижаться на то, что к его травмам и недомоганиям не проявили должного уважения. Здесь для Алины и Бернара самым лучшим было бы на некоторое время самоустраниться и не мешать другим людям – менее заинтересованным в дружбе со мной – выгнать меня на трассу. Но они причитали и пытались их остановить.

          Наконец Сева Худяков, Женя Коваль (сын Ирины Коваль, всегда прилетающий помогать ей из Израиля) и Володя Бычков (бегун нашей сборной, сошедший из-за болей в спине) серьезно взялись за дело и стали применять ко мне садистские методы. Самым противным был нашатырь, который Сева совал мне под нос. Еще они хватали меня и пытались вытолкнуть на дорожку. Я так сопротивлялась и кричала, что в соседних шатрах стали на нас коситься.

          Что в результате больше всего помогло:

  • ребята сказали, что здесь лежать мне все равно не дадут, но готовы отвести в манеж, чтобы я там спала в тепле. Я осознала, что манеж - это уже однозначный сход, и задумалась.
  • Бернар с грустью и укоризной пообещал мне, что если я сейчас сойду, то он уедет в Париж первым же поездом и больше помогать мне не будет. А ссориться с Бернаром совсем не хотелось.

          Через час такого «отдыха» я все-таки вышла на трассу и оставшиеся 3,5 часа ходила не спеша. Оба подиума я давно профукала, нашей сборной тоже ничего уже не светило, так что стимула бежать не было. Единственное, чего хотелось, - подтвердить МСМК (210 км), которого в прошлом году мне почему-то не присвоили. Меня еще какое-то время выворачивало, и больше я ничего не ела, только пила колу - по известному методу айронмена Ивана Житенева.

          Когда Сева после финиша спросил меня, правильно ли он тогда поступил со мной, я смогла только броситься ему на шею - сил на слова благодарности уже не было. Конечно, я себя буду долго терзать за мои слабые 211 км, но за 190, которые были бы, останься я еще валяться, я терзалась бы еще сильнее.

          Попробую проанализировать причины своего поражения.

  1. Выступление на чемпионате Франции по суточной ходьбе полтора месяца назад. Лучше бы я сбегала какой-нибудь трейл с хорошей разметкой. Любая длительная гонка кругами – это огромная нагрузка на психику. Есть люди, которые переносят ее нормально и быстро восстанавливаются - например, киевлянка Лена Новикова (lemon), многократная победительница МТБ-гонки Боярка, которая может хорошо ездить суточные гонки несколько недель подряд. Среднему человеку (и мне в том числе) чаще, чем раз в полгода, в суточных гонках участвовать не стоит.
  2. Быстрое начало. Это то, на что многие все сваливают. Я раньше тоже думала, что надо начинать медленно, беречь себя и таким образом сохранить побольше сил. Теперь мое мнение таково: нужно начинать максимально быстро, сохраняя ощущение, что так можешь пробежать долго. Если это ощущение верное, то такой темп удастся поддержать или хотя бы не очень просесть после середины суток - и получится хороший результат. А если темп действительно высокий, то нужно быть готовым к более глубоким и длительным "ямам", чем обычно. Но они все равно когда-нибудь кончатся! Меня в этот раз подкосила огромная полуторачасовая «яма», которая совпала с ночным временем и временным отсутствием света на стадионе. Я не смогла дождаться ее окончания (которое наступило бы максимум на рассвете, т.к. по свету бежать несравненно легче) и малодушно остановилась.

          Кстати, нет худа без добра - по ходу этих суток я обновила личные рекорды на более коротких дистанциях: 6 часах (отдельно на них было 66 км, сейчас - около 68), сотне (отдельно не бегала, по ходу суток было 10 с чем-то, сейчас - 9), 12 часах (около 130 км), 13 часах (когда отдельно бегала - было всего 102 км, сейчас около 140).

          А теперь я – с гораздо бОльшим удовольствием – расскажу о людях на этом чемпионате.

          Эдит Берцеш (Edit Berces) (Венгрия, 51 год) – легендарная венгерская сверхмарафонка. В 2002 году она установила мировой рекорд в суточном беге - 250 км, который держался до 2009 года. Кроме того, по ходу других суток она поставила рекорд на 100 миль. А еще у нее как-то раз были выступления три недели подряд: сотня - сутки - сотня, и на последней сотне она стала чемпионкой мира! Я давно хотела с ней пообщаться, и наконец мне это удалось – на ужине в общей столовой. Сейчас Эдит приехала на чемпионат в качестве (дистанционного) тренера сборной Гонконга. А на вопрос, почему сама перестала бегать, она отвечает, что в жизни много других интересных вещей. Например, ее недавняя защита докторской диссертации по языкознанию. Но она продолжает живо интересоваться сутками, в частности брала полгода назад на Тайване - просто так, для себя - интервью у нынешней рекордсменки в сутках Мами Кудо.

          Римма Пальцева (Россия, 66 лет) – это моя землячка, из Йошкар-Олы. Недавно в записи о Бурже я указывала мировой рекорд в группе Ж65 – 176 км, который Сандра Браун перекрывает ходьбой (189 км). Так вот, сейчас Римма превысила его на 19 км! Ее результат – 195 км. Она бегает сутки уже больше 20 лет (максимум – 226 км), и очень стабильно: практически без сходов, и всегда пробегает не меньше 190 км. При этом бежит все сутки с одной скоростью и почти без остановок. Она марийка по национальности, по-русски говорит с небольшим акцентом. Очень уважаемый человек в Марий-Эл. Мои йошкаролинские родственники и знакомые, далекие от спорта, рассказывают, что часто видят ее бегущей на дачу (в 15 км от ее дома) или обратно, обычно с увесистым рюкзаком.

          Игорь Мудрик (Украина, 41 год). Незадолго до отъезда в Турин я начиталась отчетов о пробегах Шри Чинмоя в Нью-Йорке: 6-суточных, 10-суточных и 3100-мильных. (Самая известная россиянка, которая в них участвует, - Оля Абрамовских, выдающаяся девушка во многих отношениях). Я туда вряд ли когда-нибудь соберусь, но эти люди стоят на более высокой ступеньке сверхмарафонского развития, и нам есть чему у них поучиться. Увидев в списке украинской команды на ЧМ в Турине Михаила Украинского и Игоря Мудрика – многократных участников таких пробегов, - я предвкушала интересное общение с ними. Михаил еще и пишет очень красочные и информативные отчеты. К сожалению, он не смог приехать - на старте была только его жена Люба, помогавшая украинской сборной. Зато там был Игорь Мудрик, и в последние часы на трассе мы с ним многое обсудили.

          Игорь считает, что многосуточные пробеги на одной силе и выносливости бегать бесполезно – никакой силы здесь не хватит. Нужна огромная духовная подготовка и медитации. Кроме того, - и эта общая для многих точка зрения, - соперников на таких пробегах следует воспринимать как соратников и товарищей и стараться им помогать, чем можешь. А еще нельзя сосредотачиваться на возможных результатах и рекордах: как только погонишься за этими ложными ценностями, от тебя ускользнет истинный смысл и трасса тебя может выкинуть – начнутся травмы и прочие неприятности.

          У себя в Виннице Игорь организует двухсуточный бег. Рекомендую тем, кому это интересно: в России такие соревнования не проводятся вообще, а двое суток – это интересный формат, имеющий большую историю и сильные рекорды. В свое время там блистали наши Ирина Реутович, Галина Еремина и Ирина Коваль, а мировые рекорды принадлежат, как обычно, Куросу (473 км) и японке Сумие Инагаки (397 км).

          Самой сильной среди украинской сборной оказалась девушка – 24-летняя Лена Шевченко, которая впервые бежала сутки и преодолела целых 204 км. У остальных результаты существенно ниже двухсот.

          Даце Вейпа (Dace Veipa) (Латвия, 35 лет) - единственная девушка в латвийской сборной. На старте я спросила ее – не мешают ли ей длиннющие распущенные волосы в такую жару. Она сказала, что с ними красивее выходит на фотках. А еще она бежала – вернее, в основном шла – в юбке, что тоже не очень типично для чемпионатов. И вообще, была настоящим украшением трассы. В начале наши скорости сильно различалась, и только последние пару кругов мы прошли вместе. И нам было очень весело – Даце полна оптимизма и жизнерадостности. Иногда за забором возникал ее еще более веселый муж и фоткал нас. Результат Даце, никогда раньше не бегавшей сутки, – 161 км.

          Валдис Ниловс (Valdis Nilovs) (Латвия, 40 лет). С Валдисом мы много общались в последние пару лет, и он останавливался у меня, когда приезжал на Гатчинский полумарафон, а заприметила я его еще на ЧМ в Катовицах в 2012-м. Я давно заметила, что вкус на мужчин у меня очень патриотичен – в любой стране нравятся одни славяне. Среди пяти тысяч участников бревета Париж-Брест-Париж все симпатичные парни оказались украинцами или русскими. Так и в Катовицах – когда мы ехали на автобусе на старт, взгляд мой выделил двух молодых людей. Ничто в них не выдавало русских корней, но мое чутье не подвело. Это были Валдис - полулатыш-полурусский, и итальянец по имени Иван Кудин (о нем - немного ниже). В Стеенбергене-2013 Валдис начал с бешеной скоростью и долго был в лидерах, а через полсуток сошел от желудочно-кишечных проблем. Среди ночи я оказалась около него в помещении, где спали участники, и помогала ему общаться с волонтерами, т.к. он, как выяснилось, совсем не говорит по-английски. Полуживой Валдис то нес какую-то чушь, то обвинял их в чем-то, то пытался убежать, то просился в туалет и падал по дороге без чувств… Я всерьез опасалась за его психическое здоровье – временами казалось, что происходит что-то необратимое. (А в это воскресенье ночью сама со стороны, наверно, не сильно от него отличалась). Тогда я посоветовала ему больше не бегать сутки. Но он не послушался – и правильно сделал. В этот раз, несмотря на быстрое начало и долгий спад в середине, ему удалось пробежать уже 220 км. А прошлой осенью он стал девятым на легендарном Спартатлоне – пробеге 245 км в Греции. И это все не мешает ему каждую неделю по нескольку раз стартовать и на более коротких пробегах – вплоть до километра в манеже, и в большинстве попадать в призы.

          В общем, мораль такова: от усталости, перенапряжения и недосыпания с психикой действительно могут происходить всякие изменения, но когда речь идет о сутках - большинство из них, к счастью, обратимы. Более того, психологическая выносливость может приходить с опытом. И я желаю Валдису, как и многим другим своим товарищам по суткам и себе заодно, чтобы физические возможности соединились с психологическими и воплотились в рекордах.

          Иван Кудин (Ivan Cudin) (Италия, 40 лет). Иван, не говорящий по-русски, имеет, тем не менее, русские корни и сам это подтверждает. Когда я ему кричу на дистанции «Иван, давай!», он всегда расплывается в улыбке. Да и вообще много улыбается. Рекорд на сутках у него внушительный – 266 км, и регулярно хорошие результаты, но почти никогда ничего не удается показать на чемпионатах. На этом вот тоже – всего 211 км. (И у многих так. Может, чемпионатобоязнь возникает из-за огромной ответственности?). А еще он целых четыре раза выигрывал Спартатлон. В общем, выдающийся бегун с большими перспективами, и мы еще о нем услышим.

          По поводу Спартатлона. Трехкратной его победительнице и действующей рекордсменке трассы венгерке Сильвии Любич (Szilvia Lubics) тоже сутки обычно не очень удаются - кроме одного раза, когда она пробежала 233 км. Сейчас в Турине у нее было 205 км. Успешнее всего сочетали сутки и Спартатлон Янис Курос (рекорды которого и там, и там до сих пор действуют) и наша Ирина Реутович.

          Дениза Циммерманн (Denise Zimmermann)(Швейцария, 40 лет) – очень сильная трейловая бегунья из команды Саломон. В прошлом году она выиграла тяжелый Irontrail (200 км), причем в абсолюте, т.е. победив и всех мужчин, а через месяц в еще более тяжелом Туре Гигантов была третьей среди женщин. А некоторые горные бегуны очень хорошо бегают сутки. Например, англичанка Элизабет Хоукер (Elisabeth Hawker), известная сильными выступлениями на UTMB, на первом же выступлении на сутках – в 2011 году - поставила там мировой рекорд – 247 км. Рекордсмены Америки на сутках 2010 и 2012 годов Скотт Юрек и Майкл Мортон – тоже трейловики. Выносливости у таких спортсменов море и ноги очень сильные, вопрос только в способности психики переносить унылые круги. В общем, от Денизы многого ждали, и первую половину дистанции она бежала хорошо, но в результате - всего 196 км.

          Каталин Надь (Katalin Nagy) (США, 35 лет). Не знаю, как Каталин называют в США (комментаторы в Италии говорили «Наджи»), но вообще это распространенная венгерская фамилия и произносится именно так. Каталин - одна из немногих, кто выступил в соответствии с прогнозами. Она была первой по результатам прошлого сезона с рекордом своей страны – 243 км. А теперь она бежала так же хорошо и выиграла среди женщин, поставив новый рекорд США – 244 км. Так что лучшее американское женское достижение уже полгода выше (официального) российского, тогда как до нашего мужского американцам (и всем, кроме греков и японцев) еще далеко.

          Американки в последние несколько лет вообще стали очень сильны и мотивированы – видимо, суточный бег приобрел у них и популярность, и финансирование. На этом ЧМ они заняли первое, второе и четвертое место и показали небывалый командный результат – 720 км. Даже в период силы и расцвета российской сборной ей никогда такое не удавалось. Среди женщин, внесших свой вклад в командный результат США, и Трейси Фальбо (Traci Falbo), ставшая недавно рекордсменкой мира на 100 миль, а сейчас пробежавшая 239 км. Скотт Юрек, поставивший – тогда еще невысокий - рекорд США в 2010 году, пишет в своей книге, что по возвращении стал чуть ли не национальным героем. У нас такое сложно представить. Кто, например, кроме нескольких десятков любителей бега, заметил российский рекорд Василия Ларкина на 100 км – 6.18, являющийся восьмым результатом в мире и поставленный полтора года назад на уже почившем пробеге «Испытай себя» в 500 метрах от моего дома?

          По поводу прогнозов и ожиданий. Чаще всего, за редкими исключениями, век суточника недолог. Сильные суточники быстро уходят из-за проблем со здоровьем, психикой, мотивацией. А тем, которые остаются, редко удается показать хорошие результаты. На этом ЧМ уже не было победителей прошлых лет Майкла Мортона, Джонатана Олсена, Микаэлы Димитриаду, Мами Кудо. На возвращение некоторых из них я очень надеюсь. Японец Йошиказу Хара (Yoshikazu Hara) в декабре на Тайване пробежал 285 км и стал вторым суточником за всю историю после Куроса, потеснив нашего Дениса Жалыбина. Понятно, что психологическая нагрузка на него на этом ЧМ была велика. И ему удались только 215 км.

          Главный мой вывод после этого чемпионата: на сверхмарафонах никогда не стоит зарекаться ни от каких проблем со здоровьем и психикой. Если даже вам что-то кажется диким у вашего соперника – знайте, что вы от этого тоже не застрахованы, и в другой ситуации с вами это может случиться. Поэтому лучше не злорадствовать и не ставить другим диагнозы, а постараться избежать этого применительно к себе, многократно перестраховавшись на всех фронтах. Но всего все равно не предусмотреть, т.к. суточный бег - вещь малопредсказуемая. И в этом - одна из его прелестей).

Результаты россиян в ЧМ и ЧЕ в Турине (взято с сайта runners.ru):



  • Мужчины

    1. Тимур Пономарёв 242707 (13 место в Европе)
    1. Анатолий Кругликов 225896 (35 место в Европе)
    1. Вадим Шарков 221418 (40 место в Европе)
    1. Семён Дедюкин 211896 (50 место в Европе)
    1. Владимир Бычков 101896 (121 место в Европе)


  • Женщины

    1. Татьяна Маслова 211177 (22 место в Европе)
    1. Татьяна Москалёва 203897 (27 место в Европе)
    1. Римма Пальцева 195498 (40 место в Европе)
    1. Ирина Коваль 159897 (61 место в Европе)
    1. Галина Пономарёва 127896 (74 место в Европе)
    1. Любовь Попова 91895 (85 место в Европе)


Спасибо моим помощникам Алине Шмаковой и Бернару Оже, а также всей нашей сборной и тем, кто ей помогал.

Татьяна Маслова
оригинальная публикация

Комментариев нет:

Отправить комментарий