среда, 8 июня 2016 г.

Евгений Бирин об ультрамарафоне Комрадс в ЮАР


Писать про Комрадс, сродни попытке представить бесконечность.

Откровенно говоря, год назад я уже начинал это делать, но прекратил, захлебнувшись нахлынувшими эмоциями.
В прошлом году, я для себя открыл новый уровень эмоционального восприятия той части своей жизни которая связана со спортом.


В детстве я читал сказку Джани Радари (если не ошибаюсь), краткая фабула которой была в том, что в какой-то момент в отдельном городе, у всех светофоров вдруг загорелся голубой свет, в дополнении к стандартным. И ни один человек не мог понять откуда это и что с этим делать. Ни один, кроме главного героя, который в какой-то момент понял, что голубой свет это не что иное, как возможность летать. Так вот Комрадс для меня и есть это новое измерение, возможность полёта сознания и эмоций, которую я, вместе с ещё примерно 20.000 человек будут ждать каждый год.




Ровно год назад, я это испытал в первый раз. И что в течении самого старта, что по его окончании, во мне напрочь засела уверенность, что я сюда вернусь опять. Официальным аргументом конечно был Back to Back - медаль которую ты можешь получить только один раз в жизни пробежав этот марафон в обратную сторону, обязательно на следующий год после своего первого раза. Но реальным поводом стало то, что я просто влюбился. Так влюбляется слюнявый подросток в ту самую, которая является ему липкими ночами и ту самую, которую он будет помнить всю свою жизнь. У меня уже есть небольшой опыт участия в разных спортивных мероприятиях и я имею полное право сравнивать и делать выводы. Но при всём, моем желании сравнить это нельзя. Как нельзя сравнить небо и землю. Комрадс влюбил в себя основательно и бесповоротно, начиная с разговора с пограничником паспортного контроля в аэропорту Дурбана, заканчивая там же, среди огромного количества ковыляющих боком людей в майках финишеров.

Феерия абсолютного праздника, захватившая, по ощущениям не город, а страну, не покидает меня до сих пор, хотя прошла уже почти неделя, а я уже начал обратный отсчёт до Комрадс 2017
Опуская подробности своей логистики до ЮАР и предстартовых 2х дней, проведённых на ЭКСПО размером с Рижский залив, где я опять скупил все ненужное, весёлого углеводного ужина, с русскоязычными коллегами, я надев компрессионные гольфы заснул не успев коснувшись подушки, накануне дня, которого я так долго ждал.
Заранее отказавшись от автобуса, что стартует в 3 часа ночи в Питермарицбург, в пользу лишнего часа сна, я договорился со своим товарищем, который должен был забрать меня в 3:30 прямо из гостиницы. По общим расчётам мы должны были быть на месте в 4:45 максимум, что давало нам ещё около получаса перед тем как закроются стартовые кластеры, коих было штук 7. К сожалению мы не учли легкое опоздание нашего провожатого, а также его необходимость заправится и прибыли на место на 20 минут позже. Так как мне надо было сделать 2 важных дела, а именно сходить в туалет и сдать сухие вещи я пожелав всем удачи убежал в сторону толпы. Под звуки многочисленных барабанов, в темной африканской ночи, разбавленной городскими фонарями, расталкивая сотни людей в одинаковых накидках, я бегом прокладывал себе дорогу в сторону основного источника шума. До закрытия коридоров оставалось меньше 10 минут, и так как мне хотелось все-таки стартовать из своего кармана Б, я понимал, что могу не успеть что-то сделать. Перспектива бежать с пакетом с сухой одеждой и обувью мне показалась не очень заманчивой и я в первую очередь побежал к грузовику, где принимали вещи. Сдав их, я понял, что осталось около 5 минут, и пропустив туалет забежал в свой стартовый кластер.
Эти 15 минут, до того как закричит петух и прозвучит стартовый выстрел пушки только они стоят дороги в 15.000 километров, причём может быть даже пешком.
Полное отсутствие предстартового мандража (по крайней мере у меня), заменилось вкуснейшим предвкушением каждой минуты сегодняшнего дня. Ночь, прохлада, 20000 людей вокруг. Причём не просто людей, а Людей, личностей, которые по собственной воле оказались здесь и сейчас. У каждого своя жизнь, своя история, свои причины. Мы все разные, но нас объединяет то что: каждый из нас пришел к этому сам, четко понимая зачем он здесь находиться, сознание каждого сильнее чем сознание 99,9% населения. Каждый считает, что сегодняшний день будет лучшим за весь год, несмотря на предстоящие боль и страдания.
Такое можно прочувствовать и на старте Ironman, и уверен на любом другом старте ультра марафона. Но тут, плечом к плечу стоят 20.000 человек! Двадцать тысяч, которые собрались пробежать 90 километров по не самому легкому рельефу! Уверен, никто не может представить и части этих внутренних ощущений, пока не окажется там лично
Играет Южноафриканский гимн, из поля зрения пропадают двадцать тысяч кепок и козырьков, кто-то подпевает, держа руку на сердце, а кто-то с придыханием молчит. Я же жду ШОШОЛОЗУ! Я здесь ради нее и оказался, ну и плюс чуть-чуть пробежаться. По жизни ощущая себя редкостным циником-бруталом в этот день я плакал 2 раза. Когда хор из двадцати тысяч человек пел шошолозу, и ещё через семь с половиной часов после этого. Ни один ролик в Ютубе, ни один файл МП3 не способен передать и сотой части этой звуковой феерии. Она пробирает тебя до костей, такое ощущение, что каждая твоя клетка раскачивается в такт этой фантасмагории. Зная только одно слово я пел вместе со всеми, и искренне жалел, что в мире нет такого устройства, которое может записать те ощущения.
Закончилась шошолоза, и судя по тому, что меня оторвав ногами от земли, плотно вдавили во впереди стоящего 2‑х метрового, черного как смоль, южноафриканца по имени Innocent, я понял что сняли барьеры между кластерами, которые растянулись на сотни метров центральной улицы Питермарицбурга.
Кричит петух, стреляет пушка, значит скоро я все-таки смогу нормально вдохнуть и отлепить своё тело от Иносента. 40 секунд топтания на месте, и наконец таки побежали. Несмотря на необычно низкую для этих мест температуру, 5.30 утра, улицы города уже наполнены многочисленными болельщиками, которые из темноты что-то кричат и издают другие подбадривающие звуки. Постоянно сдерживая себя я стараюсь бежать в заданном темпе и на 5м километре вспоминаю, что не успел сходить в туалет. День предстоит долгий, поэтому я теряю несколько минут и возвращаюсь на тропу войны.
Впереди страшный и ужасный ПолиШортс, который в прошлом году показался мне скалолазной стенкой, даже несмотря на то, что я его прошёл пешком. Здесь я его каким-то образом проглатываю даже не замечая. Может быть потому что не могу остановить истерический смех от фразы пьяного дяди, который, по виду, возвращаясь из ночного клуба крикнул мне "ALMOST THERE!!!" Проходит час и я пробегаю отметку "осталось 77 километров". В любой другой ситуации от такого зрелища я бы с удовольствием застрелился. Но это Комрадс. Там все не так. Тут тебя это радует. Час прошёл, осталась ерунда!
Начинает светать, у меня появляются визуальные оргазмы, мне кажется, что ничего красивее я в своей жизни не видел. Прямо перед тобой встаёт яркое оранжевое африканское солнце, которое освещает это буйство всех оттенков зеленого. Единственно о чем жалею, так это о том, что не взял с собой фотоаппарат... По прежнему прохладно. Я, как и почти все вокруг, бегу в строительных перчатках, которые решаю выкинуть на 30м километре. Почему именно там не знаю, просто это треть, оттуда останется всего лишь 60. Вообще когда ты так долго бежишь, то начинаешь себе выстраивать свою внутреннюю "карту дня" с различными реперными точками. Вот на 30м километре я выкину перчатки, а на 60м ещё что-нибудь. У тебя наглухо ломается собственное восприятие дистанции в целом, и что самое важное своих же возможностей. Однозначно, очень интересный опыт.
Или же самообман. Настраиваешься на 100 километров, вместо обещанных 89. И разбиваешь их на 4 отрезка, по 25, каждый из которых ещё на 5 - когда тебе нужно не забыть закинуть в себя корм. Заодно проверив как изменился твой средний темп. А через каждые 25 километров - меняешь экран на гармине, эдакая бешеная динамика, которая заканчивается приятным сюрпризом на последнем отрезке.
Четкого плана у меня на гонку не было. Хочется надеяться, что тренер уже доверяет мне достаточно, для того, чтобы оценивать ситуацию самому. Разумеется были установлены и верхние и нижние лимиты, о которых мне все время приходилось вспоминать. Особенно на редких равнинных участках. Комрадс вниз это 1200 метров вверх и 1800 вниз. В прошлом году на 2‑й половине гонки все крутые подъемы я гулял пешком. В этом решаю бежать по максимуму. Медленно, иной раз по 7.30 на километр, но бежать. Задачу выполнил, в общей сложности шагом прошёл 2 минуты. Только на крутых градиентах. Ни разу на станциях питания. Остановился всего 3 раза, 2 раза для того чтобы меня попшикали заморозкой, и один раз чтобы намазали охлаждающим гелем в 4 руки, причём на той же станции где только что меня заморозили, просто обе девочки были очень красивые.
Количество болельщиков на трассе, по ощущениям, превышает все население ЮАР. 90 километров людей с одной стороны, и столько же с другой. Бежать настолько легко и приятно, что создаётся такое ощущение, что бежишь не ты. А они. С трудом произнося моё имя, все кричат какой же я офигенный, что осталось чуть. Каждые 2 километра официальная станция питания, каждые 100 метров не официальная. На них люди, вынесшие многочисленные грили из собственных домов жарят стейки и пьют пиво. Чем дольше бежишь, тем пьянее они становятся и ещё более настойчиво угощают. Кушать совсем не хочется и запах жаренного мяса слегка раздражает. Самопальные диджеи кричат и играют любую музыку, несколько взводов солдат стоят и хлопают тебе. Тысячи школьников в одинаковой форме кричат что-то ободряющее. Люди прыгают, воют, кричат, поют, танцуют и так на протяжении всей дистанции! Весь калейдоскоп из людей, звуков и красок разделяется на 2 части. До детского дома инвалидов и после. Несколько десятков детей на инвалидных колясках, больше чем вся остальная страна, ждут этого события. Мимо них пробегают десятки тысяч людей, к которым они тянут свои маленькие ручки, для того чтобы им "дали пять". Внутренняя часть, отвечающая за состояние "тряпка" сгорает навсегда, и ты даёшь себе обещание никогда не говорить что тебе тяжело, так как понимаешь, что об этом состоянии тебе просто неизвестно!
Незаметно пролетает 50й километр, с которого по логике спусков уже будет больше чем подъёмов. По логике да, но по ощущениям нет. Видно сказывается усталость в ногах, которую мозг, получающий какое-то извращенное удовольствие от всего этого, просто игнорирует. Держать темп около 4‑х минут на спусках становится все сложнее. На равнине вроде пока все ок. Переключил экран на гармине - вот новое удовольствие. Прошлый показывал прогнозируемое время финиша, этот показывает средний темп и ещё что-то. Что даёт возможность поупражняется в арифметике самому. Когда ты бежишь 5‑й час, простые математические действия начинают у тебя занимать в несколько раз больше времени и усилий. Зато километры пролетают незаметнее.
Я постоянно контролирую время финиша, работая с запасом в 10-5 минут, хотя до этого я не очень верил в наш с тренером план финишировать в серебре, то есть менее чем за 7.30. И если первый марафон я по прежнему не верил, то сейчас это уже стало реальностью и я действительно понимаю, что смогу сделать это.
76й километр. Переключаю экран обратно на тот, что показывает прогнозируемое время финиша этой 89й километровой гонки - 7:24, иногда 7:25. Внутренне понимаю что уже сделал это. Осталось чуть больше часа. Средний темп упал, но буквально на несколько секунд. Запас есть. Можно остановится для чего-нибудь, только дай предлог. На массаж, в туалет, или просто пройти мимо станции со стаканом колы. Не знаю почему, но решаю продолжать двигаться бегом. Мыслей нет никаких, просто уже сложно остановится делать то, что ты делал последние 6 с лишним часов.
Осталось 6 километров, и по словам коллеги по имени Хэппи, еще 2 небольших подъема. Пробегая их я понимаю что бегут единицы, все остальные понуро плетутся несмотря на маленький градиент. Людям плевать на медаль, у них закончилась мотивация, им ничего в этой жизни больше не надо. Судя по их виду они хотят умереть.
За 4 километра до финиша, судороги, которые до этого лишь отдаленно напоминали о своем существовании, начинают напоминать о себе все чаще и громче. Я начинаю бежать "балансируя" чтобы отпускало, как только схватывает. Интересные ощущения, но немного не кстати. Начинаю молится чтобы не скрутило окончательно. 
Вдруг мои часы начинают пищать и поздравлять меня с удачным финишем этого ультрамарафона, за 7.24. Когнитивный диссонанс! Я даже на секунду перешёл на шаг. Не понимаю что происходит. Почему я финишировал, а остальные бегут? На всякий случай, тоже начинаю бежать. Вдалеке маячит последний знак "остался 1 километр". ТВОЮ МАТЬ! Я НЕ УСПЕЛ!
Я реально понимаю, в то, что все пропало. Полный провал. Но, игнорируя, а потом забывая про судороги, продолжаю бежать, не понимая зачем. Ведь вокруг все идут, осознав что пробежать почти 1.5 километра за 6 минут, это можно или в мечтах или не на 88м километре.
Я не сдаюсь, хотя не верю ни на грамм. Я просто хочу быстрее финишировать и забыть все к чертям. Все бесит. Эти уроды, которые кричат, что я сделал это. Эти оркестры. Все чем заняты мои мысли это то как я буду судиться с организаторами Комрадс, Гармином, провожатым, из-за которого я не сходил в туалет до старта и глобальной спутниковой системой ГПС.
7.29 Каким-то образом я осознаю себя вбегающим в стадион где должно произойти все буйство финиша. Я все таки смог? ДА! Я сделал это!
Начинается зелёная дорожка, вот сейчас будет финишная арка. Вот за поворотом. Блин! Где она? За следующим поворотом? 7.29.20. Где она? Я бегу по кругу, и у меня складывается впечатление что уже по второму! Этот круг замкнутый! Я никогда не финиширую! Это не цирк! Это не ад! ЭТО ЦИРК В АДУ!

...Рыдая я пересёк финишную черту за 7.29.38. Сейчас это кажется весело и смешно. Тогда я просто не мог это осознать. 23 секунды? Что это такое? Ерунда. Время потраченное на чтение этого абзаца. Но для меня именно эти 23 секунды стали одними из самых ценных и важных за всю мою недолгую спортивную биографию.

ПС: Иногда нужно просто не останавливаться. Даже если не верят другие. Даже если ты не веришь сам.

Спасибо всем кто в меня верил

Краткая информация:
Комрадс - ультра марафон, который входит в Книгу рекордов Гинесса, как самый старый, самый массовый по количеству участников и самый массовый по количеству болельщиков.
Комрадс это линейный ультра марафон, который проходит каждый год в конце мая. По нечетным годам люди бегут из города Дурбан в город Питермарицбург и это называется "вверх", в таком случае общий подъем составляет примерно 1800 метров, а спуск 1200. По четным годам ровно наоборот
Комрадс это примерно 30.000 литров КокаКолы, разлитых в 450.000 стаканов 1.7 миллионов порций воды, 20 тонн фруктов, и это только на 46 официальных станциях питания, не учитывая около 600 неофициальных.
В 2016 году Комрадс проводился в 91й раз. Эта гонка была основана в 1921 году, в память о падших товарищах в Первой Мировой войне. И после это проводилась каждый год, кроме 4‑х лет Второй Мировой Войны. Если подумать о том, что в 21м году у нас был ещё вертикальный Ленин, а в ЮАР пробежали первый Комрадс, становится немножко не по себе.
На Комрадс выработана самая гениальная маркетинговая стратегия спортивного мероприятия: 7 разных медалей, в зависимости от Вашего финишного времени. Номер - присваивается тебе на всю жизнь, который может стать зелёным, если ты пробежишь 10 и более раз, причислит тебя к избранным и даст большое количество привилегий. Бесплатная регистрация начиная с 26 Комрадса (смешно)
Местное население ждёт Комрадс, гораздо сильнее чем Новый Год, свадьбу собственных детей и собственные дни рождения.
В мире существует огромное количество людей, которые называют себя quad green, и это значит что они бежали этот ультра марафон больше чем 40 раз
Комрадс должен ощутить каждый!

Автор: Евгений Бирин

Комментариев нет:

Отправить комментарий