четверг, 6 апреля 2017 г.

Дневник пробега «Эль Камино де Сантьяго»

Дженни Андерсон, учитель испанского из Вирджинии, США, в 2011 автономно пробежала 817 километров по Дороге Французских Королей ( Camino de Santiago), главной паломнической дороги на севере Испании. И не просто пробежала, но побила Мировой рекорд по самому быстрому прохождению этого маршрута в 12 дней. Дженни потребовалось всего 9 дней 5 часов и 29 минут. Ежедневно, кроме последнего дня забега, бегунья преодолевала более 80 км бегом с 2.5 кг рюкзаком за спиной! И у нее еще оставались силы вести дневник путешествия, который мы рады опубликовать ниже в переводе на русский. 

Дневник пробега и последующие размышления

3 апреля 2011 



Эту надпись на стене я увидела на второй день пробега. Здесь сказано: "Где твои мечты? Воплоти их, пока жив"


Представляю вам краткий отчет о том, как проходил мой забег по «Эль Камино». Я написала немного про каждый день, а после сформулировала мысли и выводы, к которым я пришла после завершения пробега. Прошу прощения за большое количество текста. У меня ощущение, что я могла бы целую книгу написать.

Четверг, 24.02.11.

Перелёт из США в Испанию.

Прощаюсь с семьёй
После того как я упаковала вещи и загрузила музыку на ipod, на сон осталось всего 2,5 часа. Утром мы с семьей поехали провожать меня в аэропорт Шарлотсвилла. Видимо, недосып спутал мои мысли, и мне стало казаться, что я забыла дома SD-карту, на которой была сохранена GPS-карта Испании. На той карте, что была у меня с собой, не было файла под именем «Испания», и я решила, что оставила нужную дома. Высадив меня в аэропорту, мой муж Кори погнал домой её искать (а это больше часа езды). А я позвонила в DeLorme (провайдер GPS-трекера) и выяснила, что с картой всё в порядке. Бедный Кори. В аэропорту я попрощалась с мамой, отчимом и тремя детьми. В Испанию я летела с пересадкой в Вашингтоне. Рассчитывала, что посплю во время длинного перелёта до Мадрида, но, по иронии судьбы, дома я оставила своих кричащих детей, а в самолете сидела рядом с чужими такими же. Приземлились мы в 7 утра, в пятницу (в час ночи по американскому времени). Стоит ли говорить, что я валилась с ног от усталости.

Пятница, 25.02.11.

Переезд во Францию.

День прошел в автобусах и на автостанциях. Утром я села в автобус до одного маленького города, где должна была пересесть на другой автобус, до Памплоны. Успела купить местную газету и сразу стала смотреть прогноз погоды. Новости были плохие: в воскресенье, день старта, на северо-западе Пиренеев ожидался сильный снегопад. Было очевидно, что стартовать надо на день раньше. Больше всего я переживала, что не успею выспаться и не увижу при свете дня поверхность, по которой предстоит бежать. Я планировала рассмотреть место старта в субботу, но с этой идеей пришлось распрощаться. Хорошо еще, что у меня была возможность изменить план.

В Памплоне я провела еще 3 часа, ожидая последний на тот день автобус в Ронсесвальес, небольшое поселение на границе Испании и Франции. Многие паломники начинают свой путь по «Эль-Камино» отсюда, чтобы избежать переходов через Пиренеи. Не мой вариант!

Я приехала в Ронсесвальес на закате, в 19:30, и затем за 45 минут на такси доехала до места старта, города Сен-Жан-Пье-де-Пор, во Франции. В 20:30 я зашла в местный Паломнический центр, а затем отправилась в свой хостел. Там мне поставили первую печать в «Паспорт путника «Эль-Камино» и показали комнату. Я приняла душ, поужинала и перед сном еще раз прошлась по карте. Легла около 23 часов, в состоянии сильной усталости. Меня мучило то, что начинаю пробег вслепую и с недосыпом. Но так сложились обстоятельства.

Суббота, 26.02.11.

Сен-Жан-Пье-де-Пор – Утерга, 91 км.

Ночь была беспокойной. Я проснулась около 5 утра и в 5:31 вышла на старт. На улицах маленького французского городка было темно и тихо. За следующие 9 дней я в общей сложности пробежала более 25 таких же раннеутренних, тихих и тёмных, часов.

Следующие 4 часа я всё время бежала в гору, пока не добралась до спуска до Ронсесвальеса. В первое же утро я успела сбиться с пути и повернуть не туда: по меньшей мере полтора километра лезла на гору не в том направлении. Когда я осознала свою ошибку, мне пришлось развернуться и спуститься по тому же крутому склону, по которому я поднималась. Вспомнились слова Хортона двумя днями ранее: “Ты будешь делать ошибки, это неизбежно. Важно то, чему ты через них научишься”. Так что я знала, что в происшедшем надо видеть плюсы. Всё могло быть гораздо хуже, и мне повезло, что я получила этот урок в самом начале пробега. Теперь я уже по опыту знала, что мне нужно быть более осторожной и намного более бдительной.

Территория Франции. Раннее утро. Первые указатели на маршруте.
В этой части маршрута мне было сложно находить дорожные указатели и временами было почти невозможно ориентироваться. Они оказывались в самых неподходящих местах, где никто бы не додумался их искать, да еще и на каждом повороте они были расположены по-разному. А если где-то стёрлась краска, то тоненькие жёлтые стрелочки было вообще не рассмотреть, особенно в темноте. Я была очень рада, что так было не везде (но об этом я узнала позже).

День был очень эмоциональный и какой-то волшебный. На меня снизошло осознание, что я поймала за хвост свою многолетнюю мечту! У меня кружилась голова от этой мысли, хотелось смеяться. По дороге мне встретились путешественники из Норвегии. Один из них отправился в путь, чтобы отметить начало новой, трезвой жизни. Когда мы встретились, он проживал свой третий день без алкоголя и был полон решимости менять свою жизнь “шаг за шагом”.

За время пути я поняла, что у всех, кто шел по «Эль-Камино», были свои собственные причины ступить на эту дорогу, но нас объединяло то, что мы искали опыт, который помог бы нам: 1) найти ответы на трудные вопросы о себе и жизни; 2) обрести покой и вернуться к простым истинам; 3) совершенствоваться духовно через укрепление связи с Создателем. Это то, что всех нас связывало. Фокус, наверное, у всех был свой, но всегда была какая-то история и общий повод быть на этой дороге.

Я миновала Зубири, красивейшую Памплону и закончила день в Утерге (16 км от Памплоны). В конце этого длинного дня я поняла, с какой проблемой придется сталкиваться постоянно. В это время года открытых хостелов и отелей мало, да и погода не самая благоприятная. Прибежав в Утергу и узнав, что ночевать негде, я вынуждена была на такси проехать 10 км до соседнего города. Я приняла душ, поела, позвонила домой и рухнула в кровать около 23 часов. Неплохо.


Воскресенье, 27.02.11.



Утерга – Логроньо, 87 км.


Проснулась в 4:30 утра и на такси вернулась в Утергу. Стартовать смогла в 5:15 утра. Лил дождь, было холодно, темно, всё вокруг незнакомое. Когда в 6 утра пробегала город Пуэнте-ла-Рейна, молодежь там только выходила из баров и клубов (обычная картина для рассветного времени по субботам и воскресеньям). Это была странная картина: я, с рюкзаком, в кроссовках для трейла, в дождевике, с налобным фонарем, бегу по улицам этого большого города по желтым стрелкам, а модно одетые подростки во всём своём гламурном блеске расходятся по домам после ночи танцев и развлечений. К этой мысли я еще много раз возвращалась в течение недели. Они, наверное, недоумевали, кто эта безумная бегунья с фонарем на лбу?

Города и пейзажи этого дня были восхитительны. Я была просто заворожена и переживала редкостный душевный подъем. К вечеру я добежала до Логроньо и взяла такси до отеля, где остановились мама, отчим и моя 5-летняя дочка Райли. Я была очень рада увидеть знакомые лица, а когда Райли крепко меня обняла, у меня сразу прибавилось сил. А как было приятно поспать в комфортных условиях отеля!

Понедельник, 28.02.11.

Логроньо-Тосантос, 82,2 км.

И снова, как и днём ранее, в 4:30 утра я села в такси и вышла в центре Логроньо. Погода этим ранним утром была немилосердной – лил ледяной дождь, повсюду слякоть. К рассвету стало еще холоднее, температура упала на несколько градусов ниже нуля, пошел снег. И это было еще не всё. Ветер усилился, порывы достигали 50 км/ч, и бежать против ветра оказалось очень тяжело. Снег час за часом летел мне прямо в лицо, и я преодолевала километры с огромным напряжением. Около 15 километров вообще пришлось бежать, наступая на 10-сантиметровый слой глины, налипавшей на подошву. Бежала, как в валенках! Весь день под ногами был снег, дул сильный ветер. Моей конечной точкой на сегодня был Тосантос (к западу от более крупного Белорадо).

Вторник, 1.03.11.

Тосантос – Кастрохерис, 90,1 км.

Ну вот и пошли травмы… Проведя всё утро в горах, среди туманов и пастбищ, я спустилась в крупный город Бургос, с его суетой и хаосом. Пробираться сквозь шум, толпы, пробки, хитросплетения улиц оказалось сложнее, чем забираться на самую высокую гору. Мне хотелось убежать от той суетной жизни, которую воплощал Бургос.


С тех пор, как утром я спустилась из Лос-Ольмос, острая боль в лодыжке не отпускала меня. Это явно был тендинит, а мне до вечера еще предстояло пробежать марафон. Через несколько часов (которые не обошлись без слёз) я подбежала к Кастрохерису. Какая красота ждала меня под конец этого самого трудного для меня дня! Волшебный, живописный средневековый город с замком в мавританском стиле, расположенный у основания горы. И в центре этой божественной красоты меня ждал еще более захватывающий вид – моя улыбающаяся дочка с приветственным плакатом в руках.

Я ночевала в красивом хостеле c необычно расположенными в подвальном помещении баром и рестораном. Толстые каменные стены, окружающие здание нашего хостела, создавали ощущение, как будто я в машине времени перенеслась в древность. Это было очень памятное и необычное место для меня.

Среда, 02.03.11.

Кастрохерис – Саагун, 86,1 км.


Решила стартовать попозже. Недосып последних дней начал сказываться на моей способности выносить боль. В 5:30 утра я побежала в горы и к 10 была во Фромисте. За следующие 2,5 дня мне пришлось привыкнуть к плоской и однообразной поверхности. Несмотря на то, что всё еще было очень холодно, было приятно для разнообразия пробежать по ровной земле. К сожалению, на этом этапе проявилась вторая травма, которая больше всего сковывала мой бег, - в левом подколенном сухожилии. Самое печальное было то, что я даже и половины дистанции еще не пробежала. К концу дня я была в Саагуне.


Встретилась с семьей, они меня крепко обняли. Какое это было счастье! Хавьер, управляющий хостела, очень меня поддерживал; он посмотрел на мои травмированные ноги и дал много полезной информации по предстоящим 320 км. Мне очень нужен был его оптимизм! Он был уверен, что я добегу, несмотря на то, что он никогда не слышал, чтобы кто-нибудь преодолел этот путь так быстро (даже на велосипеде!). Хостел располагался в здании церкви XVI века. Отопления не было, я завернулась в несколько шерстяных одеял и всю ночь спала, как ребёнок. Подъем предстоял в 4 утра.

Четверг, 03.03.11.

Саагун – Оспиталь-де-Орбиго, 90 км.

К 4 утра я была на старте и привычно побежала в ночь. В каждом городе свои собственные символы и знаки, которые ведут пилигримов через лабиринты улиц, и нужно знать эти секреты, видеть их в темноте. “Фишка” Саагуна была в особой форме верхушки фонарных столбов – она была в форме раковины, и паломники должны ориентироваться на эти столбы.

В этот день хуже всего было то, что меня мучила тошнота, и нужно было как-то ориентироваться в Леоне, а это большой город. Уверена, что проблемы с желудком – это результат бега в условиях городского стресса. Леон, Бургос - большие города. Там столько людей, зданий, машин, указателей, шума, а я изо всех сил пытаюсь убежать от этого всего, для меня это чрезмерная нагрузка.

Я должна была закончить день в Вильядангос-дель-Парамо, но у меня открылось второе дыхание, и я решила добежать еще 11 километров до Оспиталь-де-Орбиго, где меня ждала семья. Это был трудный день и боль становилась всё сильнее, но мне стало легче терпеть её, когда я стала больше спать.

Также мне очень помогало, что я могла видеться с семьей и ночевать в хороших условиях. Мои родные следили за тем, чтобы все мои нужды были удовлетворены, и передавали мне слова поддержки от друзей и родственников из дома.

Пятница, 04.03.11.

Оспиталь-де-Орбиго-Кампонарайя, 80,8 км.
Водопад по пути
Перед границей Галисии меня вновь ждали горы. Это - моя территория. Поверхность трудная, но она мне, как родная, я обожаю быть вне города, вне цивилизации. По пути наверх мне встретилось милое поселение Фонсебадон с симпатичной хижиной для путешественников. Там я остановилась посидеть у камина и выпить горячего чаю, отдохнуть перед второй половиной восхождения. Снег и ветер были очень сильные. Через пару часов начался довольно сложный спуск, под ногами так и норовили оказаться обледенелые камни, глина и галька. Несмотря на все сложности, я была очень рада изменению пейзажа и поверхности. Это был отличный день.

Я прибежала в Понферраду (город с крепостью, окруженный стенами) около 17:30 и поняла, что могу и должна продолжать бежать до заката. Побежала дальше, через город, до Кампонарайи, где и остановилась на ночь. Семья привезла меня в отель. Я хорошо поужинала и выспалась. Меня наполняла энтузиазмом мысль, что мне осталось пробежать только выходные, и цель будет достигнута.



Суббота, 05.03.11.

Кампонарайя – Саррия, 86,4 км.

Очень-очень ранним утром я на такси вернулась в Кампонарайю и снова стартовала в ночи. Сегодня был последний день с большими подъемами и спусками. Сначала первый подъем на 610 м и сразу же спуск, затем - самый большой подъем этого дня на заснеженную О’Себрейро. Через 900 м подъема начался снегопад. До вершины еще оставалось 10 километров, а снега под ногами было уже больше 15 см и он продолжал валить. Дул боковой ветер, из-за снега видимость была плохая. К моему удивлению, на протяжении всего времени, пока шел снег, я чувствовала себя более спокойной и счастливой, чем когда-либо еще за всё время пробега. Окружающие красоты, тропы без единого следа, снег на вечнозеленых растениях поглотили меня полностью. Словами не описать, как вокруг было спокойно и красиво. В то же время, я не могла видеть дальше 6 метров перед собой, но знала, что слева от меня - 60-метровый обрыв.

O’Себрейро оказалось замечательным поселением на вершине горы. Дети на улице бросали друг в друга снежки, а родители пили латте в единственном имеющемся там кафе. Я выпила горячего чаю, съела тост и отправилась на преодоление 15 км вдоль хребта. Вскоре начался спуск и через 32 км я добежала до пункта назначения, города Саррия. Отсюда до Сантьяго-де-Компостела 116 км. И именно отсюда большинство людей начинают двигаться в Сантьяго. Забавно, что по сути это означало, что я почти прибежала. На 90% забег был завершен и мне оставалась финишная прямая.

Воскресенье, 06.03.11.

Саррия – Арсуа, 80,4 км.

По дистанции это был самый короткий день, но психологически - самый тяжелый. Температура была всего 16-17 С, но мне было жарко! Я не тренировалась при такой температуре, для меня она была непривычна, у меня не было подходящей одежды. Пришлось нести с собой больше воды, чем обычно, и периодически меня мутило. В итоге за день я поднялась на 2133 м, хромая от боли, терпела непредвиденную жару, но добралась до города Арсуа. До Сантьяго-де-Компостела оставалось всего 42 км.

В Арсуа меня ждала семья. Они забронировали мне место в одном из хостелов, и мы отлично поужинали в пиццерии. Их поддержка для меня бесценна.

На этом этапе мне нужно было принять решение:

1) можно было немного отдохнуть и продолжить бег, чтобы финишировать ранее чем через 9 дней после старта. Это было достаточно просто – пробежать марафон за 11 часов; либо 2) проспать ночь и пробежать этот марафон утром, без стресса и спешки.

Мне было важно, чтобы мама, отчим и Райли имели возможность видеть, как я финиширую. Они стольким пожертвовали, чтобы быть со мной в эти тяжелые дни, что это был мой долг перед ними – облегчить им присутствие при моём финише. Так что я решила подождать до утра и закончить пробег днём. Я знала, что никогда не пожалею об этом решении.

Понедельник, 07.03.11.

Арсуа – Сантьяго-де-Компостела, 43,2 км.

Стартовала в 5:30 и, хромая, побежала по извилистой тропе. Оставалось всего несколько часов неприметных указателей, стертых стрелок и темных закоулков. Когда взошло солнце, я была в эйфории. Боль была мучительной, но я была слишком воодушевлена, чтобы обращать внимание на страдания своего тела. К 11 утра я была у Кафедрального собора в Сантьяго-де-Компостела. Громко играли волынки, у меня из глаз текли слезы. Я сделала это! Вместе с моей замечательной семьей мы отправились отмечать мой финиш. Без родных мне было бы намного тяжелее и больнее. Мне очень повезло, что я была не одна!

Итого: 817,2 км за 9 дней 5 часов 29 минут.

Чистое беговое время: 4 дня 15 часов 14 минут.

Водопад по пути

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОБЕГЕ И ПОЛУЧЕННОМ ОПЫТЕ

Я прилетела в Испанию, чтобы пробежать по «Эль-Камино-де-Сантьяго». Этот маршрут привлек меня, потому что он находится в очень красивой части Испании, в которой я раньше никогда не была. К тому же, это древняя паломническая дорога. Я слышала много восторженных отзывов о ней, и мне показалось, что это идеальное испытание для меня с учетом моего небольшого бегового стажа. В целом поверхность оказалась проще, чем я предполагала.

Я решила бежать, а не идти пешком эти километры по нескольким причинам: 
1) у меня есть работа и семья, а это значит, что я не смогла бы уехать от них так надолго, чтобы преодолеть почти 800 км пешком; 
2) я люблю бегать; 
3) я не нашла никаких подтверждений того, что кто-то до меня пробежал этот маршрут на время. Я подумала, что стоит пробежать и установить некий ориентир.

Я рада, что маршрут оказался достаточно легким и у меня хватило энергии, физических сил и выносливости на преодоление этой дистанции. К сожалению, на 4-ый день моё тело начало давать сбои. Растяжения, тендинит заставляли меня замедлиться, хотя я была в силах. Психологически я становилась сильнее, а физически - слабее. Я много узнала о себе. Я узнала, что могу продолжать бег, даже когда боль в теле, по идее, должна меня остановить.

Особенно запомнился один случай, когда в один из дней, пробежав утренние 22,5 км, мне захотелось согреться и выпить кофе, и я забежала в кафе. На выходе, когда я встала с барного стула и направилась к двери, боль из ноги стрельнула в спину и даже, как мне показалось, пронзила всё тело. Я была буквально парализована ею. Я не сдержалась, вскрикнула, схватилась за чётки и сказала: “Пока смогу бежать, на шаг не перейду; пока смогу идти, не остановлюсь; когда идти не смогу, поползу”. Где-то через 50 метров я перешла на галоп, который всё еще доставлял сильную боль, но я уже могла её терпеть. Я бежала и говорила себе: “Я не одна. Я не одна. И это тоже пройдет. Я не одна. Я не одна”. Каким-то образом я смогла бежать дальше, еще целых 3 дня я бежала после этого! Я не могу себе объяснить, как это возможно. Боль и опухоль никуда не делись, но моё желание, моя воля и упорство победили эту боль.

Это был очень ценный урок терпения и веры. Я обращалась за помощью к Богу, повторяя по многу раз: “Я верю. Я верю. Я верю”. И всё менялось. Я постоянно напоминала себе, что Он – со мной, Он даёт мне силу, выносливость и терпение достичь цели. Дойдя до конца, я соглашусь со словами одного пилигрима: “Дорога до Сантьяго – это сама жизнь, на которую Он даёт силы, это особый опыт. И конца у неё нет, потому что, когда ты доходишь до Сантьяго, ты понимаешь, что ты должен идти дальше, внутрь себя, к Богу. И конец этому пути настанет только тогда, когда, протекая день за днём, подойдет к концу наша жизнь”.


Мой жизненный путь, полный приключений, любви, веры, сострадания, сильных эмоций, продолжается. Я иду вперед с надеждой, что смогу хоть чуть-чуть изменить что-то в этом мире. Мои достижения – тривиальны и малозначимы. Они кажутся мне особенно бессмысленными, когда я вижу то, что делают другие люди. В своих молитвах я прошу у Бога возможности быть проводником чего-то хорошего и доброго.

Чтобы подвести итог своим мыслям, скажу, что я утвердилась в убеждении, что всё возможно, если есть вера. Я стала другим человеком – духовно, психологически, эмоционально, физически. Я ценю этот опыт и рада изменениям.

В конце я должна поблагодарить Международный комитет спасения (IRC) за их замечательный труд. Прошу всех посмотреть на Youtube, как эта организация помогает всем тем, кто остался без крова из-за природных катаклизмов, этнических чисток, политической нестабильности, гражданских войн и других ужасных обстоятельств. Уже более 75 лет она изменяет к лучшему жизни миллионов людей во всем мире. Для меня было большой честью сделать небольшой вклад в их труд. На сегодняшний день мы вместе собрали более $3100. Этой суммы будет достаточно для того, чтобы у 620 детей беженцев в течение месяца была еда. Мы сделали доброе дело!

Я люблю вас, мои друзья, моя семья, я очень благодарна, что вы рядом со мной на моём жизненном пути!




1 комментарий: